Ключевые события и достижения 2020 года
Несмотря на глобальный экономический кризис, спровоцированный пандемией новой коронавирусной инфекции, и сложные экономические обстоятельства, FESCO:
Достигла рекордных объемов перевалки контейнеров в ВМТП за всю его историю – 672 442 TEU (на 8 % выше уровня 2019 года) и рекордной доли рынка по перевалке контейнеров в Дальневосточном бассейне – 45 % (+ 1 п. п. к 2019 году). По итогам 2020 года ВМТП вышел на первое место среди морских портов России по контейнерообороту.
Увеличила объем интермодальных перевозок до 393 тыс. TEU (на 14 % выше уровня 2019 года).
Обновила исторический максимум по объемам перевозки грузов на каботажных линиях – более 80 тыс. TEU (на 3 % выше уровня 2019 года).
Увеличила объем внешнеторговых перевозок до 293 тыс. TEU (на 17 % выше уровня 2019 года).
Осуществила рекордно быструю доставку грузов из Японии в Европу за 17 дней при поддержке Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (MLIT) и ОАО «РЖД».
Запустила девять новых поездных сервисов.
Обеспечила бесперебойность всех производственных процессов и сохранила заработную плату работников в полном объеме.
Сократила показатель «Чистый долг / EBITDA» до 2,8х (без учета МСФО (IFRS) 16).
Получила повышение кредитного рейтинга на четыре пункта с уровня «RD» до «CCC» от международного рейтингового агентства Fitch.
Во втором полугодии 2020 года из состава акционеров FESCO вышли TPG Capital и GHP Group. На конец 2020 года основными акционерами, имеющими косвенное владение, являлись Андрей Северилов (23,8 % акций ПАО «ДВМП»), Михаил Рабинович (17,4 % акций ПАО «ДВМП»), Зиявудин Магомедов (32,5 % акций ПАО «ДВМП»).
В сентябре 2020 года Президентом FESCO назначен Аркадий Коростелев.
В ноябре 2020 года Общее собрание акционеров FESCO избрало новый Совет директоров, Председателем которого стал Андрей Северилов.
FESCO организовала доставку крупногабаритного оборудования, используя индивидуальные схемы транспортировки: для Ереванской ТЭЦ из Грузии в Армению; для АЭС «Руппур» из Новороссийска в Бангладеш; для АЭС «Аккую» из Ростовской области в Турцию; для золотодобывающих рудников «Купол» и «Двойной», расположенных в Чукотском автономном округе; четырех кранов Liebherr с терминала АО «Петролеспорт» в Санкт-Петербурге на терминал ООО «Восточная Стивидорная Компания» во Врангеле (Приморский край).
FESCO обеспечила комплексное агентское обслуживание судна, на котором транспортировалась стартовая платформа «Одиссей» космодрома «Морской старт» в порт Славянка (Приморский край).
FESCO заключила контракт с Группой компаний «Норильский никель» на обеспечение интермодальной перевозки грузов в контейнерах из Мурманской области на экспорт в страны Европы, Азии и Америки. Всего в рамках контракта, рассчитанного до конца сентября 2021 года, будет перевезено более 4 тыс. TEU.
FESCO продолжила взаимодействие по организации снабжения индийских и бельгийских научно-исследовательских станций в Антарктиде.
FESCO совместно с ОАО «РЖД» и Белорусской железной дорогой в рамках развития проекта «ИНТЕРТРАН» организовали первую транзитную интермодальную перевозку контейнеров из Китая в Европу в полностью цифровом формате.
FESCO выступила генеральным спонсором XII международной конференции HEAVY RUSSIA 2020.
FESCO запустила новые контейнерные поезда во внутрироссийском сообщении: из Санкт-Петербурга в Хабаровск, из Екатеринбурга в Хабаровск, из Хабаровска во Владивосток, из Новосибирска в Хабаровск, из Москвы в Иркутск, из Москвы в Благовещенск, из Наушки в Екатеринбург, из Владивостока в Тольятти и из Владивостока в Брест.
FESCO продолжила расширять сеть сухопутных маршрутов и запустила: интермодальный контейнерный сервис для доставки рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока России в провинцию Гирин (Китай) на регулярной основе; контейнерный поезд для транзитной ускоренной доставки автомобилей из Китая в Бельгию, Беларусь и Польшу; контейнерный поезд из Китая в Москву (на ТЛЦ «Белый Раст»).
FESCO открыла новый морской контейнерный сервис FESCO Arctic Line, который соединил порты Чукотского автономного округа – Провидения и Певек с портами Китая и США.
FESCO запустила новый сезонный интермодальный контейнерный сервис из Новосибирска в населенные пункты, расположенные в Якутии, и доставила около 300 TEU грузов различной номенклатуры.
FESCO и ведущий грузовой железнодорожный перевозчик Европы DB Сargo AG организовали отправку первого контейнерного поезда из Европы (Дуйсбург) в Китай (Шанхай) через Брест и Владивосток. Сервис позволил значительно снизить сроки перевозки грузов из стран Азии в Европу по Транссибу в сравнении с традиционными морскими маршрутами.
FESCO совместно с ОАО «РЖД» отправили по Транссибирской магистрали первый полносоставный контейнерный поезд с грузами из Японии в Европу (Германия, Бельгия, Нидерланды). Отправка осуществлена в рамках сервиса Trans-Siberian LandBridge, который FESCO реализует совместно с АО «РЖД Логистика».
FESCO в сотрудничестве с логистическим оператором Rail Cargo Logistics – RUS организовали первую отправку рапсового масла в контейнерах, оборудованных флекситанками, из Красноярского края в порт Наньтун (Китай).
FESCO впервые отправила рефрижераторные контейнеры со скоропортящимися грузами из России в Монголию через пограничный переход Наушки и осуществила первую интермодальную отправку контейнеров с ячменем из Омска в Китай.
FESCO добавила новый порт судозахода – Вэньчжоу (провинция Чжэцзян, Китай) для развития морской контейнерной линии FESCO China Express-2 «Eastern Arrow».
FESCO и АО «РЖД Логистика» расширили номенклатуру перевозимых грузов из стран АТР в Европу в рамках развития Trans-Siberian LandBridge, добавив к ней опасные грузы.
FESCO завершила программу по выходу из непрофильных активов: реализованы зерновой сегмент и крытые вагоны.
FESCO увеличила парк профильных активов – фитинговых платформ на 13 % к уровню 2019 года, до 7 130 единиц.
FESCO приобрела у ОАО «РЖД» 25 % плюс одну акцию АО «Русская тройка», став единственным акционером компании.
Флот FESCO пополнился двумя новыми многоцелевыми судами: «ФЕСКО Улисс» и «ФЕСКО Парис», что позволило выполнить первый рейс через Северный морской путь.
FESCO реализовала программу по модернизации производственных мощностей ВМТП: реконструировано более трети площади порта, обновлен парк техники – от ричстакеров до кранов. Это позволило повысить скорость обработки грузов и увеличить пропускную способность по всем видам груза.
FESCO продолжила программу обновления контейнерного парка и приобрела 100 новых сорокафутовых рефрижераторных контейнеров повышенной вместимости.
FESCO в партнерстве с благотворительным фондом «Русфонд» запустила программу помощи тяжелобольным детям Приморья.
FESCO стала официальным транспортным партнером благотворительного фонда «Арифметика добра».
FESCO запустила конкурс социальных проектов «Море возможностей» для решения острых социальных проблем Приморья.
События после отчетной даты
2021В апреле 2021 года FESCO подписала кредитный договор с Банком ВТБ на сумму 25,8 млрд руб. для рефинансирования своих текущих обязательств. Полученные средства были направлены на погашение основной части существующей финансовой задолженности перед Банком ВТБ. По результатам сделки FESCO получила более комфортные условия обслуживания долга: снижение процентной ставки, изменение валютной структуры долга, которое позволит обеспечить принцип естественного хеджирования валютных рисков, продление срока погашения основного долга до ноября 2027 года включительно и сокращение суммы ежеквартального платежа.
В мае 2021года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings Limited повысило долгосрочный кредитный рейтинг FESCO с «ССС» до «В+» со стабильным прогнозом.