Анализ финансовых результатов

Консолидированная выручка FESCO в 2020 году увеличилась на 10 % и составила 62 168 млн руб. против 56 673 млн руб. в 2019 году. Все дивизионы, за исключением Железнодорожного и Бункеровочного, продемонстрировали рост выручки год к году.

Финансовые результаты
Показатели 2019 2020 Динамика, %
Выручка, млн руб. 56 673 62 168 10
EBITDA, млн руб. 12 231 12 293 1
EBITDA margin, % 22 20 (2) п. п.
Capex 3 838 3 103 (19)
Выручка, млн руб
Показатель 2019 2020 Динамика, %
Портовый дивизион 15 409 16 326 6
Железнодорожный дивизион 8 232 5 340 (35)
Линейно-лoгистический дивизион 37 944 46 586 23
Морской дивизион 3 245 3 338 3
Бункеровочный дивизион 1 191 841 (29)
Элиминация (9 348) (10 263) 10
Группа FESCO 56 673 62 168 10

Выручка Портового дивизиона в 2020 году увеличилась на 6 %, или 917 млн руб., и составила 16 326 млн руб. в сравнении с 15 409 млн руб. в 2019 году.

Главным драйвером роста являлся рост грузооборота контейнерных грузов в импортном и экспортном направлениях (на 10 %), увеличение грузооборота по генеральным грузам с более высокой маржинальностью (кокс, уголь), увеличение ставок и изменение структуры грузооборота по средствам транспорта.

Выручка Железнодорожного дивизиона по итогам 2020 года снизилась на 35 %, или 2 892 млн руб., до 5 340 млн руб. Ключевым фактором снижения выручки в Железнодорожном дивизионе стала реализация зернового сегмента в первом квартале 2020 года.

Выручка Линейно-логистического дивизиона увеличилась на 8 642 млн руб., или 23 %, по сравнению с предыдущим годом. На рост выручки повлияли следующие факторы:

  • рост объемов внешнеторговых линий;
  • рост ставок фрахта, вызванный дефицитом оборудования;
  • рост объемов интермодальных перевозок;
  • расширение географии сухопутных импортных сервисов для удовлетворения растущего спроса со стороны клиентов;
  • рост объемов каботажных перевозок, что стало возможно в результате повышения качества оказываемых услуг (максимальное сохранение еженедельного сервиса каботажных перевозок) и развития новых направлений.

Выручка Морского дивизиона увеличилась на 3 %, или 93 млн руб., преимущественно за счет выполнения рейсовых чартеров, выполнения рейсов в рамках работы по контракту с ГК «Кинросс Голд», а также роста ставок после обновления флота.

Снижение выручки Бункеровочного дивизиона на 29 %, до 841 млн руб., обусловлено отсутствием реализации топлива третьим лицам и смещением структуры реализации в сторону агентской схемы.

Производственные расходы, млн руб.
Показатель 2019 2020 Динамика, %
Портовый дивизион 6 753 6 857 2
Железнодорожный дивизион 3 788 2 539 (33)
Линейно-логистический дивизион 32 834 40 278 23
Морской дивизион 2 180 1 949 (11)
Бункеровочный дивизион 1 140 809 (29)
Элиминация (9 415) (10 289) 9
Группа FESCO 37 279 42 143 13

Производственные расходы FESCO в 2020 году увеличились на 13 % и составили 42 143 млн руб. против 37 279 млн руб. в 2019 году. Ключевым фактором, повлиявшим на рост производственных расходов Группы, стал рост производственных расходов Линейно-логистического дивизиона вследствие увеличения объема перевозок.

Производственные расходы Портового дивизиона незначительно увеличились и находились на сопоставимом с 2019 годом уровне при незначительном снижении объемов перевалки.

Производственные расходы Железнодорожного дивизиона сократились на 33 %, или на 1 249 млн руб., за счет реализации зернового сегмента.

Производственные расходы Линейно-логистического дивизиона увеличились на 23 %, или на 7 444 млн руб., из-за роста объема перевозок и, как следствие, роста затрат по железнодорожному тарифу, на терминальные операции и на автоперевозки.

Производственные расходы Морского дивизиона снизились на 11 %, или 231 млн руб., за счет большего количества рейсовых чартеров против тайм-чартеров и благодаря приобретению новых судов, что позволило сократить операционные расходы при незначительном снижении вместимости.

Валовая прибыль

Валовая прибыль Группы составила 20 025 млн руб. против 19 394 млн руб. в 2019 году.

Административные расходы FESCO увеличились на 6 %, до 7 782 млн руб., против 7 341 млн руб. в 2019 году.

Административные расходы, млн руб.
Показатель 2019 2020 Динамика, %
Заработная плата и прочие расходы на персонал 5 028 5 575 11
Профессиональные услуги 642 853 33
Аренда офисных помещений 347 303 (13)
Прочие административные расходы 1 323 1 051 (21)
Итого административные расходы 7 341 7 782 6
EBITDA, млн руб.
Показатель 2019 2020 Динамика, %
Портовый дивизион 6 787 7 416 9
Железнодорожный дивизион 3 596 1 939 (46)
Линейно-лoгистический дивизион 2 309 3 270 42
Морской дивизион 776 1 005 29
Бункеровочный дивизион 83 13 (85)
Внедивизиональная группа (1 319) (1 350) 2
Группа FESCO 12 231 12 293 1
EBITDA margin, млн руб.
Показатель 2019 2020 Динамика, п. п.
Портовый дивизион 44 45 1
Железнодорожный дивизион 44 36 (7)
Линейно-лoгистический дивизион 6 7 1
Морской дивизион 24 30 6
Бункеровочный дивизион 7 1 (6)
Группа FESCO 22 20 (2)

Консолидированный показатель EBITDA незначительно увеличился в 2020 году – на 1 %, и составил 12 293 млн руб. против 12 231 млн руб. в 2019 году. Рентабельность по EBITDA снизилась на 2 п. п. и составила 20 % в сравнении с 22 % в 2019 году. Снижение показателя EBITDA Железнодорожного дивизиона было компенсировано ростом в Портовом и Линейно-логистическом дивизионах.

Показатель EBITDA Портового дивизиона увеличился на 629 млн руб., или 9 %. Основными драйверами стали контейнеризация грузов и рост контейнерного рынка в 2020 году и, как следствие, рост объема перевалки контейнерных грузов. Вместе с тем темпы роста перевалки контейнеров в Портовом дивизионе в связи с активной коммерческой работой росли выше рынка, что привело к увеличению доли FESCO на рынке перевалки контейнеров на Дальнем Востоке России до рекордных 45 %.

Показатель EBITDA Железнодорожного дивизиона в 2020 году снизился на 46 %, или 1 657 млн руб., по сравнению с 2019 годом. Производительность дивизиона находилась под давлением негативной конъюнктуры на рынке ставок на крытые вагоны. Также в первом квартале 2020 года был реализован зерновой сегмент.

Показатель EBITDA Линейно-логистического дивизиона в 2020 году увеличился на 42 %, или 961 млн руб. Результат внешнеторговых линий в 2020 году оказался существенно выше результата 2019 года благодаря тому, что дефицит оборудования на рынке привел к росту ставок фрахта. Вследствие стабильного экспорта наблюдался лучший дисбаланс импорта и экспорта, что значительно снизило контейнерные расходы. Основными источниками роста каботажных объемов стали инфраструктурные проекты и промышленное строительство. Ключевыми факторами, оказавшими влияние на рост интермодальных перевозок, стали: развитие проектов по перевозкам готовых автомобилей; открытие новых направлений перевозок с целью расширения географии сухопутных импортных сервисов и удовлетворения растущего спроса; расширение базы прямых клиентов.

Показатель EBITDA Морского дивизиона в 2020 году по сравнению с 2019 годом показал рост на 29 %, или 228 млн руб. Значительное улучшение показателя Морского дивизиона обусловлено работой в рамках проекта с ГК «Кинросс Голд» по доставке оборудования для золотодобывающих рудников, выполнением большего количества рейсов в тайм-чартере по сравнению с 2019 годом и увеличением эффективности флота в связи с его обновлением.

Амортизационные отчисления за 2020 год снизились на 15 % и составили 2 959 млн руб. против 3 485 млн руб. в 2019 году. Основным драйвером снижения амортизационных отчислений стала реализация непрофильного парка в Железнодорожном дивизионе.

Амортизация, млн руб.
Показатель 2019 2020 Динамика, %
Портовый дивизион 678 761 12
Железнодорожный дивизион 1 945 1 112 (43)
Линейно-лoгистический дивизион 285 412 44
Морской дивизион 459 567 23
Внедивизиональная группа 118 107 (9)
Группа FESCO 3 485 2 959 (15)

Прибыль от операционной деятельности

Прибыль от операционной деятельности составила 8 157 млн руб. против 8 304 млн руб. в 2019 году.

Прочие финансовые расходы

Прочие финансовые доходы и расходы нетто составили 2 419 млн руб. против (7 373) млн руб. расходов в 2019 году. Основными причинами снижения прочих финансовых расходов стали положительная курсовая разница, а также снижение процентных расходов.

Доля в прибыли объектов инвестирования

Доля в прибыли объектов инвестирования, учитываемых методом долевого участия, увеличилась до 95 млн руб. против 77 млн руб. в 2019 году.

Прибыль до налогообложения

Прибыль до налогообложения за 2020 год составила 9 861 млн руб. против 740 млн руб. в 2019 году.

Расходы по налогу на прибыль снизились на 41 %, до 1 515 млн руб. против 2 582 млн руб. в 2019 году. Текущий налог на прибыль за отчетный период снизился на 2 %, до 2 251 млн руб. против 2 292 млн руб. в 2019 году.

Чистая прибыль / (убыток)

Прибыль составила 8 346 млн руб. против убытка (1 842) млн руб. за 2019 год.

Расходы по налогу на прибыль, млн руб.
Показатель 2019 2020 Динамика, %
Текущий налог на прибыль за отчетный период 2 292 2 251 (2)
Возникновение и восстановление временных разниц 290 (736)
Итого расходы по налогу на прибыль 2 582 1 515 (41)

Структура обязательств FESCO на 31 декабря 2020 года:

  • 31 732 млн руб. – обязательства по кредитам и займам;
  • 1 960 млн руб. – обязательства по договорам аренды, которая до 01.01.2019 признавалась финансовой.

Чистый долг снизился до 29 552 млн руб. с 38 062 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2019 года.

Коэффициент «Чистый долг / EBITDA» по состоянию на 31 декабря 2020 года снизился до уровня 2,8х (без учета МСФО (IFRS) 16).

Долговые обязательства, млн руб.
Показатель 31.12.2019 EBITDA 31.12.2020 EBITDA
(Денежные средства) (1 232) (0,1х) (4 140) (0,4х)
Займы и обязательства по аренде В обязательствах по аренде не учитываются обязательства по договорам аренды, которая до 1 января 2019 года признавалась операционной до вступления в силу МСФО (IFRS) 16, поэтому для расчета коэффициентов также используется скорректированный показатель EBITDA без учета влияния эффекта от применения стандарта МСФО (IFRS) 16. 39 294 3,8х 33 692 3,2х
  • краткосрочные
6 659 8 484
  • долгосрочные
32 635 25 208
Итого чистый долг 38 062 3,7х 29 552 2,8х

Капитальные затраты

Величина капитальных затрат составила 3 103 млн руб. из которых почти 90 % приходится на Портовый, Морской и Железнодорожный дивизионы FESCO.

Инвестиции в инфраструктуру Портового дивизиона составили 839 млн руб., или 27 % капитальных затрат FESCO.

На Морской дивизион пришлось 28 %, или 855 млн руб., капитальных затрат. Состав флота FESCO пополнился двумя многофункциональными сухогрузными судами – «ФЕСКО Парис» и «ФЕСКО Улисс». Стоимость судов составила 828 млн руб., а затраты на ремонт судов в сухом доке – 12 млн руб.

Капитальные затраты Железнодорожного дивизиона в 2020 году составили 1 111 млрд руб. Основной объем капитальных вложений Железнодорожного дивизиона – 1 002 млн руб., или 90 %, был направлен на приобретение и ремонт колесных пар.

Капитальные затраты в разбивке по дивизионам за 2020 год (общая сумма – 3 103 млн руб.), %
Капитальные затраты в разбивке по дивизионам за 2020 год Источник: данные Компании.