Анализ финансовых результатов
Консолидированная выручка FESCO в 2020 году увеличилась на 10 % и составила 62 168 млн руб. против 56 673 млн руб. в 2019 году. Все дивизионы, за исключением Железнодорожного и Бункеровочного, продемонстрировали рост выручки год к году.
Показатели | 2019 | 2020 | Динамика, % |
---|---|---|---|
Выручка, млн руб. | 56 673 | 62 168 | 10 |
EBITDA, млн руб. | 12 231 | 12 293 | 1 |
EBITDA margin, % | 22 | 20 | (2) п. п. |
Capex | 3 838 | 3 103 | (19) |
Показатель | 2019 | 2020 | Динамика, % |
---|---|---|---|
Портовый дивизион | 15 409 | 16 326 | 6 |
Железнодорожный дивизион | 8 232 | 5 340 | (35) |
Линейно-лoгистический дивизион | 37 944 | 46 586 | 23 |
Морской дивизион | 3 245 | 3 338 | 3 |
Бункеровочный дивизион | 1 191 | 841 | (29) |
Элиминация | (9 348) | (10 263) | 10 |
Группа FESCO | 56 673 | 62 168 | 10 |
Выручка Портового дивизиона в 2020 году увеличилась на 6 %, или 917 млн руб., и составила 16 326 млн руб. в сравнении с 15 409 млн руб. в 2019 году.
Главным драйвером роста являлся рост грузооборота контейнерных грузов в импортном и экспортном направлениях (на 10 %), увеличение грузооборота по генеральным грузам с более высокой маржинальностью (кокс, уголь), увеличение ставок и изменение структуры грузооборота по средствам транспорта.
Выручка Железнодорожного дивизиона по итогам 2020 года снизилась на 35 %, или 2 892 млн руб., до 5 340 млн руб. Ключевым фактором снижения выручки в Железнодорожном дивизионе стала реализация зернового сегмента в первом квартале 2020 года.
Выручка Линейно-логистического дивизиона увеличилась на 8 642 млн руб., или 23 %, по сравнению с предыдущим годом. На рост выручки повлияли следующие факторы:
- рост объемов внешнеторговых линий;
- рост ставок фрахта, вызванный дефицитом оборудования;
- рост объемов интермодальных перевозок;
- расширение географии сухопутных импортных сервисов для удовлетворения растущего спроса со стороны клиентов;
- рост объемов каботажных перевозок, что стало возможно в результате повышения качества оказываемых услуг (максимальное сохранение еженедельного сервиса каботажных перевозок) и развития новых направлений.
Выручка Морского дивизиона увеличилась на 3 %, или 93 млн руб., преимущественно за счет выполнения рейсовых чартеров, выполнения рейсов в рамках работы по контракту с ГК «Кинросс Голд», а также роста ставок после обновления флота.
Снижение выручки Бункеровочного дивизиона на 29 %, до 841 млн руб., обусловлено отсутствием реализации топлива третьим лицам и смещением структуры реализации в сторону агентской схемы.
Показатель | 2019 | 2020 | Динамика, % |
---|---|---|---|
Портовый дивизион | 6 753 | 6 857 | 2 |
Железнодорожный дивизион | 3 788 | 2 539 | (33) |
Линейно-логистический дивизион | 32 834 | 40 278 | 23 |
Морской дивизион | 2 180 | 1 949 | (11) |
Бункеровочный дивизион | 1 140 | 809 | (29) |
Элиминация | (9 415) | (10 289) | 9 |
Группа FESCO | 37 279 | 42 143 | 13 |
Производственные расходы FESCO в 2020 году увеличились на 13 % и составили 42 143 млн руб. против 37 279 млн руб. в 2019 году. Ключевым фактором, повлиявшим на рост производственных расходов Группы, стал рост производственных расходов Линейно-логистического дивизиона вследствие увеличения объема перевозок.
Производственные расходы Портового дивизиона незначительно увеличились и находились на сопоставимом с 2019 годом уровне при незначительном снижении объемов перевалки.
Производственные расходы Железнодорожного дивизиона сократились на 33 %, или на 1 249 млн руб., за счет реализации зернового сегмента.
Производственные расходы Линейно-логистического дивизиона увеличились на 23 %, или на 7 444 млн руб., из-за роста объема перевозок и, как следствие, роста затрат по железнодорожному тарифу, на терминальные операции и на автоперевозки.
Производственные расходы Морского дивизиона снизились на 11 %, или 231 млн руб., за счет большего количества рейсовых чартеров против тайм-чартеров и благодаря приобретению новых судов, что позволило сократить операционные расходы при незначительном снижении вместимости.
Валовая прибыль
Валовая прибыль Группы составила 20 025 млн руб. против 19 394 млн руб. в 2019 году.
Административные расходы FESCO увеличились на 6 %, до 7 782 млн руб., против 7 341 млн руб. в 2019 году.
Показатель | 2019 | 2020 | Динамика, % |
---|---|---|---|
Заработная плата и прочие расходы на персонал | 5 028 | 5 575 | 11 |
Профессиональные услуги | 642 | 853 | 33 |
Аренда офисных помещений | 347 | 303 | (13) |
Прочие административные расходы | 1 323 | 1 051 | (21) |
Итого административные расходы | 7 341 | 7 782 | 6 |
Показатель | 2019 | 2020 | Динамика, % |
---|---|---|---|
Портовый дивизион | 6 787 | 7 416 | 9 |
Железнодорожный дивизион | 3 596 | 1 939 | (46) |
Линейно-лoгистический дивизион | 2 309 | 3 270 | 42 |
Морской дивизион | 776 | 1 005 | 29 |
Бункеровочный дивизион | 83 | 13 | (85) |
Внедивизиональная группа | (1 319) | (1 350) | 2 |
Группа FESCO | 12 231 | 12 293 | 1 |
Показатель | 2019 | 2020 | Динамика, п. п. |
---|---|---|---|
Портовый дивизион | 44 | 45 | 1 |
Железнодорожный дивизион | 44 | 36 | (7) |
Линейно-лoгистический дивизион | 6 | 7 | 1 |
Морской дивизион | 24 | 30 | 6 |
Бункеровочный дивизион | 7 | 1 | (6) |
Группа FESCO | 22 | 20 | (2) |
Консолидированный показатель EBITDA незначительно увеличился в 2020 году – на 1 %, и составил 12 293 млн руб. против 12 231 млн руб. в 2019 году. Рентабельность по EBITDA снизилась на 2 п. п. и составила 20 % в сравнении с 22 % в 2019 году. Снижение показателя EBITDA Железнодорожного дивизиона было компенсировано ростом в Портовом и Линейно-логистическом дивизионах.
Показатель EBITDA Портового дивизиона увеличился на 629 млн руб., или 9 %. Основными драйверами стали контейнеризация грузов и рост контейнерного рынка в 2020 году и, как следствие, рост объема перевалки контейнерных грузов. Вместе с тем темпы роста перевалки контейнеров в Портовом дивизионе в связи с активной коммерческой работой росли выше рынка, что привело к увеличению доли FESCO на рынке перевалки контейнеров на Дальнем Востоке России до рекордных 45 %.
Показатель EBITDA Железнодорожного дивизиона в 2020 году снизился на 46 %, или 1 657 млн руб., по сравнению с 2019 годом. Производительность дивизиона находилась под давлением негативной конъюнктуры на рынке ставок на крытые вагоны. Также в первом квартале 2020 года был реализован зерновой сегмент.
Показатель EBITDA Линейно-логистического дивизиона в 2020 году увеличился на 42 %, или 961 млн руб. Результат внешнеторговых линий в 2020 году оказался существенно выше результата 2019 года благодаря тому, что дефицит оборудования на рынке привел к росту ставок фрахта. Вследствие стабильного экспорта наблюдался лучший дисбаланс импорта и экспорта, что значительно снизило контейнерные расходы. Основными источниками роста каботажных объемов стали инфраструктурные проекты и промышленное строительство. Ключевыми факторами, оказавшими влияние на рост интермодальных перевозок, стали: развитие проектов по перевозкам готовых автомобилей; открытие новых направлений перевозок с целью расширения географии сухопутных импортных сервисов и удовлетворения растущего спроса; расширение базы прямых клиентов.
Показатель EBITDA Морского дивизиона в 2020 году по сравнению с 2019 годом показал рост на 29 %, или 228 млн руб. Значительное улучшение показателя Морского дивизиона обусловлено работой в рамках проекта с ГК «Кинросс Голд» по доставке оборудования для золотодобывающих рудников, выполнением большего количества рейсов в тайм-чартере по сравнению с 2019 годом и увеличением эффективности флота в связи с его обновлением.
Амортизационные отчисления за 2020 год снизились на 15 % и составили 2 959 млн руб. против 3 485 млн руб. в 2019 году. Основным драйвером снижения амортизационных отчислений стала реализация непрофильного парка в Железнодорожном дивизионе.
Показатель | 2019 | 2020 | Динамика, % |
---|---|---|---|
Портовый дивизион | 678 | 761 | 12 |
Железнодорожный дивизион | 1 945 | 1 112 | (43) |
Линейно-лoгистический дивизион | 285 | 412 | 44 |
Морской дивизион | 459 | 567 | 23 |
Внедивизиональная группа | 118 | 107 | (9) |
Группа FESCO | 3 485 | 2 959 | (15) |
Прибыль от операционной деятельности
Прибыль от операционной деятельности составила 8 157 млн руб. против 8 304 млн руб. в 2019 году.
Прочие финансовые расходы
Прочие финансовые доходы и расходы нетто составили 2 419 млн руб. против (7 373) млн руб. расходов в 2019 году. Основными причинами снижения прочих финансовых расходов стали положительная курсовая разница, а также снижение процентных расходов.
Доля в прибыли объектов инвестирования
Доля в прибыли объектов инвестирования, учитываемых методом долевого участия, увеличилась до 95 млн руб. против 77 млн руб. в 2019 году.
Прибыль до налогообложения
Прибыль до налогообложения за 2020 год составила 9 861 млн руб. против 740 млн руб. в 2019 году.
Расходы по налогу на прибыль снизились на 41 %, до 1 515 млн руб. против 2 582 млн руб. в 2019 году. Текущий налог на прибыль за отчетный период снизился на 2 %, до 2 251 млн руб. против 2 292 млн руб. в 2019 году.
Чистая прибыль / (убыток)
Прибыль составила 8 346 млн руб. против убытка (1 842) млн руб. за 2019 год.
Показатель | 2019 | 2020 | Динамика, % |
---|---|---|---|
Текущий налог на прибыль за отчетный период | 2 292 | 2 251 | (2) |
Возникновение и восстановление временных разниц | 290 | (736) | |
Итого расходы по налогу на прибыль | 2 582 | 1 515 | (41) |
Структура обязательств FESCO на 31 декабря 2020 года:
- 31 732 млн руб. – обязательства по кредитам и займам;
- 1 960 млн руб. – обязательства по договорам аренды, которая до 01.01.2019 признавалась финансовой.
Чистый долг снизился до 29 552 млн руб. с 38 062 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2019 года.
Коэффициент «Чистый долг / EBITDA» по состоянию на 31 декабря 2020 года снизился до уровня 2,8х (без учета МСФО (IFRS) 16).
Показатель | 31.12.2019 | EBITDA | 31.12.2020 | EBITDA |
---|---|---|---|---|
(Денежные средства) | (1 232) | (0,1х) | (4 140) | (0,4х) |
Займы и обязательства | 39 294 | 3,8х | 33 692 | 3,2х |
| 6 659 | 8 484 | ||
| 32 635 | 25 208 | ||
Итого чистый долг | 38 062 | 3,7х | 29 552 | 2,8х |
Капитальные затраты
Величина капитальных затрат составила 3 103 млн руб. из которых почти 90 % приходится на Портовый, Морской и Железнодорожный дивизионы FESCO.
Инвестиции в инфраструктуру Портового дивизиона составили 839 млн руб., или 27 % капитальных затрат FESCO.
На Морской дивизион пришлось 28 %, или 855 млн руб., капитальных затрат. Состав флота FESCO пополнился двумя многофункциональными сухогрузными судами – «ФЕСКО Парис» и «ФЕСКО Улисс». Стоимость судов составила 828 млн руб., а затраты на ремонт судов в сухом доке – 12 млн руб.
Капитальные затраты Железнодорожного дивизиона в 2020 году составили 1 111 млрд руб. Основной объем капитальных вложений Железнодорожного дивизиона – 1 002 млн руб., или 90 %, был направлен на приобретение и ремонт колесных пар.
